Кирилл Глущенко
ПРЕКРАСЕН ОБЛИК НАШИХ БУДНЕЙ
«Прекрасен облик наших будней» — это отчетная выставка издательства «Глущенкоиздат», создатель и единственный сотрудник которого, художник Кирилл Глущенко, на протяжении многих лет отправляется в командировки по городам бывшего СССР и социалистического блока, чтобы создать и издать книги об этих городах. Произведением художника становится книга как максимально интимная форма контакта со зрителем на фоне масштабного издательского предприятия, не лишенного бюрократической поэзии и размаха. Мистифицирующее могущество «Глущенкоиздата» скрывает за собой фигуру художника, который формально реконструирует советскую книгу и процесс ее производства, а фактически ищет доказательства существования прежней реальности, противясь утверждению о ее исчезновении. Эти книги, создаваемые в одном экземпляре, выглядят в точности как альбомы позднесоветского времени о новых стройках и просторных городах, выходившие многотысячными тиражами. Книга многие годы была стратегическим культурным продуктом страны, маркером социального статуса владельца и мерилом размаха ведомственного издательского дела. Книжный дизайн, художественно- техническое оформление, полиграфическая промышленность, многократно усиленные машинерией Госкомиздата и помноженные на систему библиотек, книжных коллекторов и книжной торговли, давали дистиллированный, очищенный во всех отношениях продукт, отражавший дух времени. Издательства занимали в Москве большие площади, но в отличие от других рудиментов советского культурного производства — библиотек, кинотеатров и музеев — система книгоиздания исчезла, почти не оставив ни топонимов, ни самих зданий в городском пространстве. Выставка пройдет в пространстве одной из бывших московских фабрик на улице Полковой, неподалеку от которой находились издательства «Просвещение» и «Детская книга».
Катерина Чучалина
ВЕНЕЦ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИДЕАЛЬНОЕ
Пытаясь разобраться в том, что в глазах коммунистической партии Советского Союза представлял собою «идеал», сформулированный по случаю столетия Владимира Ленина, я обратился к примеру гостиницы «Венец». Она была частью большого комплекса зданий, построенных специально к празднованию юбилея в Ульяновске, небольшом советском городке, ранее известном как Симбирск и переименованном в честь самого известного уроженца – Владимира Ульянова (Ленина).
Используя ресурсы вымышленного издательства «Глущенкоиздат», я выпустил книгу, в которой подробно описана история 23-этажной гостиницы. В этой книге газетные статьи из местной «Правды» сопоставляются с секретными документами ульяновского отделения КПСС, а официальные фотоотчеты – с повседневными снимками сотрудников гостиницы. Кроме того, найденный дневник московского журналиста Бориса Мерца дает уникальное представление о нескольких днях, проведенных им в «Венце» незадолго до открытия всего комплекса в 1970 году, а также о подробностях визита генерального секретаря Леонида Брежнева.
Обнаруженный в архивах краеведческого музея фотоальбом, изданный ленинградскими архитекторами, спроектировавшими отель, содержал фотографии гостиничного комплекса при его первом открытии, демонстрируя его изначальные интерьеры. За 47 лет работы в гостинице несколько раз проводился капитальный ремонт. Для проекта «пространство сила конструкция» я использовал одну из этих фотографий как образец для реконструкции трехкомнатного роскошного люкса в венецианском палаццо.
К этому прилагается подборка открыток с фотографиями сегодняшнего Ульяновска под названием «Восхождение на Олимп» (недавно открывшийся на крыше «Венца» бар «Олимп»). На этих снимках запечатлен мой опыт посещения Ульяновска накануне столетней годовщины Октябрьской революции. Заселившись в отель, я поднялся с первого этажа на самый верх, проведя одну ночь в каждой комнате, пока, наконец, в канун Нового года не достиг «Олимпа».
Кирилл Глущенко
ОГНИ МОСКВЫ...НА МОСКОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
Небольшое калининградское издательство «Глущенкоиздат» получило широкую известность благодаря масштабной выставке «Прекрасен облик наших будней», прошедшей на московском заводе «Станколит» в 2016 году. Москвичи и гости столицы ознакомились с разнообразной продукцией издательства, включающей в себя как альбомы фотографий, посвященные городам СССР и стран Варшавского договора, так и уникальное издание — дневник Николая Козакова, водителя автобуса и охотника, жившего в Горьковской (ныне Нижегородской) области. Альбомы и архивы, опубликованные «Глущенкоиздатом», привлекают внимание к литературным и визуальным интонациям оттепели. Используя слегка блеклые оттенки черного и белого, «Глущенкоиздат» напоминает, как вне угрозы массовых репрессий рождался намного более свободный и элегантный субъект — гражданин послевоенного СССР. Документальный фильм о закулисной жизни издательства, снятый для Триеннале, демонстрируется в пространстве, воссоздающем интерьеры калининградского кинотеатра «Баррикады» — важнейшей культурной площадки города, где в 2000-е годы проходили концерты шумовой и электронной музыки, поэтические слэмы и другие мероприятия. В 2010-е Русская православная церковь получила кинотеатр в собственность и демонтировала его.
Валентин Дьяконов