Кирилл Глущенко

 

ПРЕКРАСЕН ОБЛИК НАШИХ БУДНЕЙ

«Прекрасен облик наших будней» — это отчетная выставка издательства «Глущенкоиздат», создатель и единственный сотрудник которого, художник Кирилл Глущенко, на протяжении многих лет отправляется в командировки по городам бывшего СССР и социалистического блока, чтобы создать и издать книги об этих городах. Произведением художника становится книга как максимально интимная форма контакта со зрителем на фоне масштабного издательского предприятия, не лишенного бюрократической поэзии и размаха. Мистифицирующее могущество «Глущенкоиздата» скрывает за собой фигуру художника, который формально реконструирует советскую книгу и процесс ее производства, а фактически ищет доказательства существования прежней реальности, противясь утверждению о ее исчезновении. Эти книги, создаваемые в одном экземпляре, выглядят в точности как альбомы позднесоветского времени о новых стройках и просторных городах, выходившие многотысячными тиражами. Книга многие годы была стратегическим культурным продуктом страны, маркером социального статуса владельца и мерилом размаха ведомственного издательского дела. Книжный дизайн, художественно- техническое оформление, полиграфическая промышленность, многократно усиленные машинерией Госкомиздата и помноженные на систему библиотек, книжных коллекторов и книжной торговли, давали дистиллированный, очищенный во всех отношениях продукт, отражавший дух времени. Издательства занимали в Москве большие площади, но в отличие от других рудиментов советского культурного производства — библиотек, кинотеатров и музеев — система книгоиздания исчезла, почти не оставив ни топонимов, ни самих зданий в городском пространстве. Выставка пройдет в пространстве одной из бывших московских фабрик на улице Полковой, неподалеку от которой находились издательства «Просвещение» и «Детская книга».

Катерина Чучалина

 
 
L1005487-min.jpg

ВЕНЕЦ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИДЕАЛЬНОЕ

Пытаясь разобраться в том, что в глазах коммунистической партии Советского Союза представлял собою «идеал», сформулированный по случаю столетия Владимира Ленина, я обратился к примеру гостиницы «Венец». Она была частью большого комплекса зданий, построенных специально к празднованию юбилея в Ульяновске, небольшом советском городке, ранее известном как Симбирск и переименованном в честь самого известного уроженца – Владимира Ульянова (Ленина).

Используя ресурсы вымышленного издательства «Глущенкоиздат», я выпустил книгу, в которой подробно описана история 23-этажной гостиницы. В этой книге газетные статьи из местной «Правды» сопоставляются с секретными документами ульяновского отделения КПСС, а официальные фотоотчеты – с повседневными снимками сотрудников гостиницы. Кроме того, найденный дневник московского журналиста Бориса Мерца дает уникальное представление о нескольких днях, проведенных им в «Венце» незадолго до открытия всего комплекса в 1970 году, а также о подробностях визита генерального секретаря Леонида Брежнева.

Обнаруженный в архивах краеведческого музея фотоальбом, изданный ленинградскими архитекторами, спроектировавшими отель, содержал фотографии гостиничного комплекса при его первом открытии, демонстрируя его изначальные интерьеры. За 47 лет работы в гостинице несколько раз проводился капитальный ремонт. Для проекта «пространство сила конструкция» я использовал одну из этих фотографий как образец для реконструкции трехкомнатного роскошного люкса в венецианском палаццо.

К этому прилагается подборка открыток с фотографиями сегодняшнего Ульяновска под названием «Восхождение на Олимп» (недавно открывшийся на крыше «Венца» бар «Олимп»). На этих снимках запечатлен мой опыт посещения Ульяновска накануне столетней годовщины Октябрьской революции. Заселившись в отель, я поднялся с первого этажа на самый верх, проведя одну ночь в каждой комнате, пока, наконец, в канун Нового года не достиг «Олимпа».

Кирилл Глущенко

 
 
_F7A2511-2-min.jpg

ОГНИ МОСКВЫ...НА МОСКОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ

Небольшое калининградское издательство «Глущенкоиздат» получило широкую известность благодаря масштабной выставке «Прекрасен облик наших будней», прошедшей на московском заводе «Станколит» в 2016 году. Москвичи и гости столицы ознакомились с разнообразной продукцией издательства, включающей в себя как альбомы фотографий, посвященные городам СССР и стран Варшавского договора, так и уникальное издание — дневник Николая Козакова, водителя автобуса и охотника, жившего в Горьковской (ныне Нижегородской) области. Альбомы и архивы, опубликованные «Глущенкоиздатом», привлекают внимание к литературным и визуальным интонациям оттепели. Используя слегка блеклые оттенки черного и белого, «Глущенкоиздат» напоминает, как вне угрозы массовых репрессий рождался намного более свободный и элегантный субъект — гражданин послевоенного СССР. Документальный фильм о закулисной жизни издательства, снятый для Триеннале, демонстрируется в пространстве, воссоздающем интерьеры калининградского кинотеатра «Баррикады» — важнейшей культурной площадки города, где в 2000-е годы проходили концерты шумовой и электронной музыки, поэтические слэмы и другие мероприятия. В 2010-е Русская православная церковь получила кинотеатр в собственность и демонтировала его.

Валентин Дьяконов

Смотреть фильм на YouTube.