Анастасия Литвинова

 

ФОТОАТЕЛЬЕ

Pop-up проект
UU
2025


Инсталляция “Фотоателье” посвящена пионерам фото-автопортрета. Художница примеряет на себя роль одного из таких экспериментаторов, поэтому работы выполнены на разных материалах и в разных техниках и помещены в травленые зеркала и рамки середины XIX - начала XX в.в.. Первые портреты 1840-х годов были выполнены в технике дагерротипа, который дает очень интересный эффект - изображение выглядит то “позитивным”, то “негативным” в зависимости от угла обзора, как бы отражая саму двойственную природу человека. Сам по себе процесс рождения фотографии был охвачен ореолом мистики, а проблема идентичности модели и ее фотодвойника навсегда останется одной из главных тайн фотографии.

Винтажные рамы, цианотипия,
Размеры варьируются
2025

 

FADED

Тотальная инсталляция в рамках Болотной Биеннале
2024

Часто люди вынуждены покинуть свой дом не по причине туризма или добровольной эмиграции, а в связи с глобальными или локальными кризисами. И часто этот отъезд совершается в спешке, без предварительной подготовки. Тогда человек может оказаться в состоянии “зависания” между мирами, когда ты уже не чувствуешь себя “иностранецем”, но и постепенно забываешь какого это - быть “местным”, потому что место, которое ты считал домом сильно изменилось или вообще исчезло.
Проект FADED как раз о попытке сохранить целым последнее воспоминание о доме. Оно еще не исчезло, но уже изрядно поблекло и местами искажено. Центром инсталляции является работа LAST SUPPER- скатерть, на которой методом цианотипии засвечены остатки последнего ужина перед отъездом.

СИМПАТИЧЕСКАЯ СТЕНА

Холст, акрил, лак, люминесцентная краска,
210 х 300 см,
2024

Повсеместная практика запрета “острых” тем привела к страху открытых высказываний почти во всех сферах нашей жизни. В таких условиях очень сложно провести грань между цензурой и самоцензурой, люди научились прятать смыслы максимально глубоко. Одним из немногих доступных мест для открытого высказывания до сих пор остается городская стена, особенно рядом с такими арт-кластерами как Винзавод и Артплэй, где стены просто “кричат” надписями, а любой бафф остается чистым считаные часы.
Анастасии Литвиновой захотелось перенести такую стену внутрь выставочного пространства, наделив ее полумистической способностью “абсорбировать” оставленные на ней светом послания.



ОКНА

Инсталляция,
ММОМА Гоголевский 10,
2023

Работа сайтспецифична и была сделана специально для пространства ММОМА на Гоголевском 10: “Еще при первом осмотре помещений я поняла, что по обеим сторонам комнат расположены окна, заделанные тонкой фанерой под экспозиционные цели. У меня сразу возникла идея “открыть” их путем использования технологии камеры обскура.”
За счет использования элементарных приемов - отверстия в стене, линз и экранов из старых форточек художницу удалось вернуть окнам их функциональность и уловить проекцию с улицы в реальном времени. Инверсия, вызванная чувством нестабильности, потерей прежних ориентиров иллюстрирует эсхатологическую картину мира - мира, в котором все перевернулось.

ДОМ-ПРИЗРАК

Дом-призрак (фрагменты)
Холст, акрил, смешанная техника,
150 х 130 см,
2022


Художницу всегда завораживала эстетика руин, в детстве любимым местом художницы для игр были заброшенные, полуразрушенные здания. Ей интересно было “достраивать” их в своем воображении, а найденные предметы были самыми дорогими сокровищами. Часто после сноса дома можно увидеть силуэт его остова на смежной стене. В английском языке этот феномен получил название “ghost buildings”. Эти призрачные следы будто рассказывают секреты быта его бывших обитателей, интимное становится публичным. По слоям обоев, остаткам кафельной плитки, выцветшим теням от мебели и картин можно “оживить” быт людей, которые жили в этих стенах.

 

ПОРТАЛ
ХОЛОФЕЙКИ

Серия работ,
2022

Большинство протестных или вытесненных из публичного поля высказываний совершается либо на территории города, либо в пространстве интернета. При этом в обоих пространствах существует понятие “стены” как места, где появляются анонимные маргинальные высказывания, в последствии подвергаемые цензуре и уничтожению. Надпись на работе представляет собой код на языке Джаваскрипт, позволяющий при его введении очистить страницу паблика в соцсетях.

Холофеймы - полулегальные места в городе, где художники могут рисовать поверх работ друг друга. Соответственно Холофейк - это фальшивка, подделка этого “диалога”.При этом поверх надписей проявляются бафы (закрашенные граффити, обычно связанные с работой сотрудников ЖКХ), а сама композиция имитирует диалоговое окно в мессенджерах. Работы из этой серии являются продолжением работы “Портал”, объединяющей пространство города и интернета через понятие “стены” как места, где появляются анонимные маргинальные высказывания, в последствии подвергаемые цензуре и уничтожению.

Октябрьская улица, д.7, кв.10

Серия работ,
2021

Серия работ, воссоздающих интерьер квартиры бабушки и дедушки художницы в поселке Первомайском Тульской области. В данном проекте Анастасия Литвинова исследует память о доме, создавая собирательный образ интерьеров как универсальный конструктор в духе Икеа. Неясные образы из детства можно дополнить чужими, ведь обстановка могла принадлежать кому угодно. Стандартизация быта в бывших социалистических странах в каком-то роде породила и стандартизацию воспоминаний. Личная память в данном случае легко заменяется коллективной.