Alexey Buldakov

ЗООПАРК ГОРОДСКОЙ ФАУНЫ

Временный зоопарк в пентхаусе недостроенного жилогоздания, захваченного художниками. Зоопарк населяли самые распространенные виды городских животных. Голуби, воробьи, вороны и крысы были помещены в большие вольеры, которые несли декоративную функцию и не удерживали животных внутри. Площадь зоопарка составляла 500 кв. метров. Сопроводительные текстовые и фотоматериалы включали отрывки из таких книг как «Паразит» Мишеля Серра, «Великое кошачье побоище» Николя Конта, а также тексты о китайской кампании по уничтожению вредителей, треды форума охотников на ворон, и множество фотографий из интернета.

Вороны, воробьи, голуби, крысы, кошки — все эти животные ведут паразитический образ жизни и фактически являются частью урбанистической машины. У них нет дома, а есть лишь территория.

Городская фауна — явление, постоянно ускользающее от осмысления. Одновременно самые близкие и самые далекие, эти виды выпадают из господствующих схем восприятия животного мира, застряв где-то между «природой» и «культурой». Их положение неопределенно и неустойчиво. И действительно, своим существованием паразитическая городская фауна создает помехи в устоявшейся иерархии живых существ. Она смещает границы животного и человеческого, посягая на целостность нашего мира. Задача выставки «Зоопарк городской фауны» — исследование и проблематизация социального, культурного и онтологического статуса этих животных и их роли в человеческой истории. Это попытка прислушаться к шуму паразитического существования, рождающего новый порядок органического.
Дмитрий Потемкин

 

±∞

Всем нам с детства знакомы две ипостаси голубя. Первую, культурную и символическую, мы привыкли находить в живописи, графике, мифологии, мировой литературе. Голубь, несущий Ною оливковую ветвь, — знак окончания Всемирного потопа; голубь как Благая весть; тоненький контур «голубя мира» Пикассо; голубь как знак любви и так далее. Однако какой городской житель ни разу не порадовался, что коровы не летают? Вторая ипостась — это голубь обыденный, профанный, голубь срущий. Срущий на все наши культурно-символические памятники, монументы мира и мемориалы войны, на наши головы и пальто, на любовные пары, целующиеся под сенью редких городских деревьев, разжиревший нахлебник городской цивилизации. Два этих противоречивых образа сходятся воедино в работе Алексея Булдакова, Анастасии Потемкиной и Дмитрия Потемкина, художников, исследующих проблемы городской фауны и использующих ее представителей в своих инсталляциях.

Перемещающиеся вперевалку, почти разучившиеся летать от чрезмерного потребления, городские голуби, подобно человеческим жителям мегаполиса, оказались косвенным образом вовлечены в сложную систему социоэкономических отношений. Они одновременно и городская достопримечательность, и опасность. Как бы невзначай переминаясь с ноги на ногу возле открытых кафе, выпрашивая свой процент с каждого блюда, голуби стимулируют дополнительное потребление, а дополнительно потребляя, они начинают дополнительно гадить, создавая дополнительную работу для дворников и уборщиц, стимулируя приток людей в крупные городские центры, тем самым создавая дополнительное потребление и так далее до бесконечности.

В инсталляции художников мы видим, как из неиссякаемого рога изобилия общества потребления вдруг начинает течь голубиное дерьмо, вырисовывая знак бесконечности. Такую весть принес нам голубь в начале XXI века.
Ольга Житлина

 

НОВЫЕ ЛИДЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Художники представляют новый проект разработки сети дата-центров на северных территориях России, в местах бывших лагерей ГУЛАГа. Создание таких дата-центров обеспечит новый источник тепловой энергии и спровоцирует спонтанную самоорганизацию биологической жизни. Тепло модернизирует территорию, климатически и исторически не предназначенную для жизни человека.

ЗЕЛЕНЬ ВЕШНЯЯ

Здесь растения, которые растут на поврежденной городским строительством земле. Все, что растет вдоль заборов и где шумно. Что для других сулит погибель, для них - шанс охватить большее пространство. Камни, песок, строительный мусор и ржавчина. Дурман, белена, крапива, лопух, чертополох, одуванчик, полынь.

В оранжерее павильона «Зерно», преимущественно, то, что мы нашли в разных районах Москвы под ограждениями, на пустырях и вдоль железной дороги. Зерно - это съедобный потенциал растения. Его также можно посадить в землю, чтобы потом съесть урожай. Потенциал избыточной зелени внешней, разнообразие ее видов и их особенности имеют отношение к эстетике районов Москвы. Их мы наблюдаем и описываем на этой выставке.

ГОЛУБИ И КОТЫ / АЛЕКСЕЙ БУЛДАКОВ

ПАПКИ / АЛЕКСЕЙ БУЛДАКОВ