Александра Галкина

СУПРЕМАТИЧЕСКОЕ БЕЛЬЕ

Некоторые работы Александры Галкиной отличает набор черт, который условно можно обозначить словосочетанием «феминистский супрематизм». Работы Александры Галкиной касаются каждого из этих двух направлений, полностью не принадлежа ни одному из них. За маской абстрактного скрываются вполне конкретные предметы повседневности. Если у художниц-феминисток были две основные темы: женское тело (его формы и анатомия, его сексуальность) и «традиционные женские занятия» (домашнее хозяйство, воспитание детей, роль жены), ― то в супрематических композициях Александры Галкиной фокус внимания расположен в поле между сексуальным женским телом и кухонной плитой, в слое, который их разделяет. В этих графических и живописных сериях главные объекты изображения ― одежда, белье и косметика ― это элементы «женской культуры», или, словами Марты Рослер, «иконографии женского».
Дарья Атлас

1 МАРКЕР

Одной из важных линий творчества Александры Галкиной являются формальные эксперименты с различными художественными медиа и исследование их возможностей. Например — работа «1 Маркер», где Галкина проверяла, на что способен один маркер. Заполняя штрихами пространство огромного ватмана от одного угла до другого, она наблюдала, как, по мере того, как в маркере заканчивается краска, меняется насыщенность тона и яркость линии фломастера: то, как будет выглядеть полотно, зависело не от плана художника, а сугубо от воли инструмента. Другой проект Александры Галкиной — «Помада» (2010) — является экспериментом со взламыванием привычной техники «холст, масло». Изображение в этом произведении моделировалось не на поверхности холста, а самим холстом: работа представляла собой гигантскую помаду, форма которой складывалась из трех монохромных холстов разного цвета, расположенных друг над другом.

ФРОТТАЖИ

«Фроттажи» (2010) — продолжают серию формальных экспериментов, но здесь также важен аспект работы с темами памяти и истории. Фроттаж — это техника отображения на бумаге рельефа поверхности реального предмета при помощи натирающих движений карандаша. Вспомним, как все мы играли в детстве: положив на монетку бумажку и заштриховав карандашом, получали на листочке заветное изображение монетки. Схожим способом изготавливались и работы Александры Галкиной — путем штриховки она переносила на лист надписи с табличек государственных дисциплинарных учреждений Москвы, надгробий центрального кладбища в Вене. В работе художницы происходил своего рода захват фрагмента реальности, причем особого фрагмента, как очень личного — посвященного памяти конкретного человека, так и общественного, связанного с социальным полем.

СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА

Серия объектов, 2013-2014

Судьба огрызка карандаша и цветной китайской точилки — вечный дрейф. Меняя хозяина, локацию, оседая подолгу в колонии скрепок и резинок для денег, они всегда остаются «ничьими» предметами. Редко встретишь такого фетишиста, который, разбуди его во сне, точно скажет, где лежит его точилка, настолько незначительна эта вещь. Карандаш никогда не заканчивается, сточившись до 2-3 см, он снимается с якоря и начинает путешествие по всем закромам нашей вселенной, выбросить же такого «малыша» не поднимется рука.

«Смешанная техника» — это симбиоз дрейфующих канцелярских видов, праздничным салютом манифестирующих собственную ничтожность! Это парад разноцветных кораблей, несущийся на всех парах в пучину неизвестности и дымящие без цели курительные трубки»
Света Шуваева

БАР

В своем перформансе я выступаю в роли бармена и разливаю посетителям коктейли в импровизированном баре. Проект был частью групповой выставки. Обычно принято разделять потребление прохладительных напитков и знакомство с искусством, тут же фуршет становится произведением, а художник — его частью и внутренним проводником по событию. К бару стояла очередь из зрителей, за разливанием напитков и их распитием происходило обсуждение выставки и прочих текущих новостей.

 

ПОМАДА

640x427_0xac120002_11821691701541239184.jpeg

ПРОШУ ПОД СТОЛ / 2018

Проект «Прошу под стол» представляет собой тотальную инсталляцию, состоящую из увеличенных до гигантских размеров предметов повседневного быта в Третьяковской галереи. Находясь рядом с ними, человек получает возможность заново взглянуть на казавшееся привычным окружение, посмотреть на мир глазами ребенка. Этот прием позволяет Александре Галкиной исследовать природу музейного пространства, которое масштабирует находящееся в нем искусство. Размышляя о музее, Александра Галкина выделяет задачу масштабировать, задавать символическую величину произведениям и авторам, вписывая их в историю искусства, потому что здесь острее, чем в любом другом культурном пространстве, чувствуется иерархия старшинства: старшие лучше знают, что делать младшим. Именно эта парадигма и осмысляется в работе, представленной на выставке. Приглашая зрителей «под стол», Галкина буквально демонстрирует разницу между величием и физической величиной. Она увеличивает бытовые вещи до гигантского размера — как будто в руках мастера оказалась волшебная палочка, преображающая находящиеся рядом предметы.